660049, Красноярск, ул. Дубровинского, 1

+7 (391) 222-08-43, 222-09-28 info@op.krsk.ru

В работе с особенными детьми необходим командный подход

Палата организаций в сфере демографического и социального развития Гражданской ассамблеи Красноярского края провела расширенное заседание на тему: «Реализация конституционных прав на образование детей с расстройствами интеллектуального развития».

В заседании приняли участие представители органов власти, благотворительных фондов и НКО, психологи и психиатры, директора детских домов и психоневрологических интернатов.

Участники мероприятия обсудили проблемы сопровождения воспитанников психоневрологических интернатов, которые после пересмотра их психиатрических диагнозов переходят в детские дома и школы-интернаты. Председатель палаты Сергей Иванов отметил, что при поступлении воспитанников в учреждения образования происходят сложности в адаптации детей на новом месте.

Также он обратил внимание на важность правильного выставления диагноза детям -сиротам с расстройствами интеллектуального развития. «Если неправильно продиагностировать, то в будущем у ребенка будут серьезные ограничения в обучении, дальнейшем трудоустройстве. Специалистам надо правильно распознать – это умственная отсталость у ребенка или это психологическое состояние ребенка после травмы потери», - отметил общественник.

По мнению научного сотрудника филиала Центра им. Сербского Московского НИИ психиатрии, к.м.н. Татьяны Куприяновой, умственная отсталость - самый сложный диагноз и ставить его крайне трудно и ответственно. Куприянова сообщила, что в 2019-2020 г.г. они проверяли разные детские дома и интернаты в регионах, посмотрели много детей. Она отметила, что в каждом интернете было выявлено от 5 до 20% воспитанников, которые были потенциально способны к проживанию самостоятельно вне соцучреждений. «Вопрос о смене диагноза стоит достаточно остро. Почти в 17% учреждений были выявлены несоответствия имеющегося медицинской документации диагноза актуальному состоянию ребенка. Соответственно неправильно выбирается программа коррекции, социализации, реабилитации», - сказала она.
Красноярский край занимает третье место по распространенности психических расстройств у детей, в том числе умственной отсталости.

Главный внештатный детский психиатр Министерства здравоохранения Красноярского края Елена Володенкова отметила, что одними из причин высокой распространенности умственной отсталости среди несовершеннолетних края являются ошибки при диагностике, часто критерием диагностики является школьная неуспеваемость; отсутствие наблюдения в динамике после постановки диагноза; не отработанность механизма возвращения ребенка на общеобразовательную программу с адаптированной программы для детей с умственной отсталостью.

Представитель министерства социальной политики края Александр Игнатьев подчеркнул, что действительно существует проблема адаптации воспитанников ПНИ, когда при изменении диагноза их переводят из одного учреждения в другое, и пока механизмы не отработаны. Но он отметил, что министерство социальной политики совместно с министерством образования региона в настоящее время готовят межведомственный регламент, в котором будет учитываться в том числе и данный вопрос.

В ходе заседания были рассмотрены успешные практики адаптации воспитанников ПНИ, переведенных в детские дома г. Красноярска. Так, представитель Автономной некоммерческой организации "Центр социально-психологической поддержки "Все свои» Василина Степанова рассказала о том, как организация оказывает помощь в адаптации воспитанников ПНИ посредством наставничества. «Наставничество способствует решению проблем социальной дезадаптации детей и подростков, отсутствия опыта здоровых отношений со значимым взрослым, отсутствия познавательного интереса и мотивации к учебе, агрессивного поведения»,- подчеркнула она.

Представитель детского благотворительного фонда "Счастливые дети» Николай Щербаков рассказал об успешном опыте организации - программах "Светлые головы", "Детям пора домой", семинарах "Сиротство как особое детство: психологические компетентности педагогов и специалистов, работающих с детьми-сиротами". Фонд "Счастливые дети» практикует выезд психолога в детские дома края для диагностики "трудных" детей с последующим разработкой программы помощи.

В завершении заседания участники отметили, что в работе с такими особенными детьми необходим командный подход – совместная работа психологов, психиатров, учителей и волонтёров.

  • Поделиться
Предыдущая новость Председатель палаты организаций по поддержке ЗОЖ, физической культуры и спорта Сергей Веневцев переизбран на новый срок
Следующая новость Общественники обсудили проблему отходов лесопильного производства в Красноярском крае